Первый деревянный подшипник был известен еще в Месопотамии. Он имел вид втулки, в которую вставлялась ось колеса. Деревянная пара трения порой даже не требовала смазки, обходясь влагой захваченной из окружающей среды порами древесины.
С увеличением скоростей, деревянные подшипники начали гореть и их заменили бронза и чугун.
Кажется невообразимым и абсолютно бессмысленным заменить на деревяшку подшипник из легированной стали с закаленными шариками, катящимися по шлифованным дорожкам качения.
Но есть сферы, в которых применение дерева не только допустимо, но и выгодно.
Конвейеры в горнодобывающей промышленности транспортирующие руду, в металлургии – конвейеры, перемещающие формовочную землю или отходы литейного производства. То есть везде, где требуется перемещение большого количества сыпучих абразивных материалов смешанных с пылью и технологическими жидкостями (маслами, парами, смазками). Получаемая смесь проникает даже в закрытые подшипники и в закрытые сальниками узлы, нанося непоправимый вред и телам качения, и дорожкам, или, затвердев, заклинивает шарики.
Но есть сферы, в которых применение дерева не только допустимо, но и выгодно.
Конвейеры в горнодобывающей промышленности транспортирующие руду, в металлургии – конвейеры, перемещающие формовочную землю или отходы литейного производства. То есть везде, где требуется перемещение большого количества сыпучих абразивных материалов смешанных с пылью и технологическими жидкостями (маслами, парами, смазками). Получаемая смесь проникает даже в закрытые подшипники и в закрытые сальниками узлы, нанося непоправимый вред и телам качения, и дорожкам, или, затвердев, заклинивает шарики.
В таких условиях деревянные подшипники работают в 2-3-4 раза дольше.
Такая же ситуация при транспортировке цемента на бетонных заводах. Цемент настолько абразивен, что истирает шары в подшипниках за несколько месяцев. Деревянные подшипники живут в разы дольше.
Кроме того деревянные подшипники используют
- в мельничных шнеках, которые подают муку;
- в транспортерах для удаления навоза в коровниках;
- в сельскохозяйственных комбайнах;
- в водяных турбинах;
-
и даже в атомных подводных лодках.
Деревянные подшипники делают наборными. Так как свойства дерева вдоль и поперек волокон неодинаковы. Одно из замечательных свойств таких подшипников – самосмазывание. Масло, впитанное деревом, притекает к месту трения вдоль волокон древесины. Кроме того, масло препятствует проникновению в подшипник влаги.
Это увеличивает надежность работы при изменении влажности окружающей среды. От локального нагрева, а также недостатка или высыхания масла отверстие такого подшипника увеличивается, соответственно, увеличивая зазор. Это необходимо учитывать при проектировании такого подшипника.
Это увеличивает надежность работы при изменении влажности окружающей среды. От локального нагрева, а также недостатка или высыхания масла отверстие такого подшипника увеличивается, соответственно, увеличивая зазор. Это необходимо учитывать при проектировании такого подшипника.