Как правильно устанавливать подшипники?

После того, как нам удалось демонтировать старый подшипник, приобрести такой же новый, встает логичный вопрос, а как же его устанавливать. Перед установкой подшипники, за исключением закрытых, должны быть промыты и заполнены смазкой. Так как на заводе их заполняют защитной смазкой, предназначенной для консервации, а никак не работы. Со временем она естественно может подсыхать, что приводит к тому, что подшипник при вращении «закусывает».


Также в открытые подшипники могут попадать пылинки и песчинки, что приводит к шуму. Для этого подшипники перед установкой и нужно промывать, например, бензином или керосином и смазывать. Тип смазки выбирается в зависимости от условий работы узла. Закрытые подшипники поставляются набитыми смазкой.


Теперь разберемся с тем, куда мы собираемся устанавливать подшипник. Качество сопрягаемых деталей не менее важно для работы любого подшипникового узла, чем качество самого подшипника. Вал, на который устанавливается подшипник (равно как и отверстие) должен быть соответствующей твердости. Обычно используют стальные каленые валы.  Иначе подшипник деформирует мягкий вал и будет проворачиваться на валу.



Погрешности формы так же играют значительную роль.  В местах неплотного контакта подшипника и вала будут возникать дополнительные напряжения, вибрации, что будет провоцировать шум, нагрев и уменьшать срок службы не только подшипника, но и всего узла в целом. Нельзя обойти вниманием форму и высоту заплечиков (ступенек на валу), в который упирается торец подшипника.

Поверхность заплечиков должна быть строго перпендикулярна валу. Высота, должна соответствовать применяемому подшипнику. Чистота поверхности шейки вала, на которую устанавливается подшипник, не может быть хуже, чем в ГОСТ 3325-85. Все остальные технические требования к посадочным местам так же регламентируются этим же ГОСТом.



Повторим еще раз: Нельзя устанавливать подшипник на вал менее твердый, чем сам подшипник. Валом не может служить необработанная и незакаленная труба, сырой стальной пруток или пруток из более мягкого металла. Шейка, на которую устанавливается подшипник, должна быть отшлифована, ступенька на валу, в которую упирается внутреннее кольцо подшипника, не должна быть больше, чем толщина этого самого кольца.



Если же по какой-то причине Вы пренебрегли всеми перечисленными выше требованиями, вопрос о качестве подшипниками перед Вами стоять не должен. Выбирайте самый дешевый. Нет смысла покупать качественный товар и устанавливать его кое-как.

Перед установкой подшипника в первую очередь надо убедиться в чистоте самого подшипника, деталей, на которые он будет установлен, инструмента и приспособлений, которые будут использованы в процессе. Всякие лишние элементы, как то – стружка, пыль, грязь, спровоцируют перекосы, что в результате уменьшит точность вращения, увеличит шумность и нагрев, сократит ресурс подшипника. Открытые подшипники перед установкой промывают в разогретом масле, либо в керосине. Закрытые подшипники промывать не надо.



По правилам при установке подшипника на вал - вал охлаждают, а внутреннее кольцо подшипника нагревают. При установке подшипника в корпус – наружное кольцо подшипника охлаждают, корпус нагревают. Нагревать можно в масле, охлаждать - сухим льдом. Можно использовать специальные приспособления – гидравлические, пневматические, ручные (стаканы, оправки и т.д.).




Во время установки усилие прикладывается именно к тому кольцу, которое в данный момент устанавливается на посадочное место. То есть, если устанавливая подшипник на вал, стучать или давить на наружное кольцо, можно разрушить подшипник. При установке подшипника при помощи молотка и медной оправки (кольца), нужно наносить удары поочередно по всей поверхности торца устанавливаемого кольца подшипника. Причем каждый следующий удар в диаметрально противоположной зоне. Ни при какой установке усилие не должно прикладываться к сепаратору. Резкие удары и перекосы могут привести к разрушению подшипника прямо в момент установки. Нередко это происходит при монтаже крупных тонкостенные изделий.

Конические роликовые подшипники являются разъемными и монтируются отдельно: на вал – внутреннее кольцо с сепаратором и роликами, в отверстие корпуса- наружное кольцо. Позже регулируется зазор. Для этого применяются прокладки под крышку различной толщины. Если перетянуть и выбрать зазор полностью, подшипник не будет крутиться. Если недотянуть, ролики будут проскакивать. Здесь стоит быть особенно внимательным.

Игольчатые комплектные подшипники, не имеющие сепаратора и представляющие собой набор из колец и игольчатых роликов, устанавливают следующим образом: ролики наклеивают на смазку, как на клей, на наружное кольцо и после этого всю конструкцию осторожно надевают на вал. Количество роликов выбирают таким образом, чтоб последний ролик вошел достаточно свободно и после его установки между роликами остался зазор размером от ½ до 1 диаметра устанавливаемого ролика.

Нужна помощь в подборе?
наши специалисты дадут бесплатные рекомендации по эксплуатации и
применению, подберут аналоги для замены.