Как смазывать подшипники?

Как смазывать подшипники?

Смазка – один из важнейших факторов  работы подшипникового узла. У любого подшипника, даже самого хорошего качества и дорогого бренда, срок службы будет сильно сокращен, а эксплуатация затруднительна, если смазка отсутствует или не соответствует условиям работы узла.

Начать стоит с того, что большинство подшипников (за исключением закрытых) выпускается с завода с консервационной смазкой. Она призвана защитить подшипник до того момента, как он будет установлен в конкретный механизм. Такая смазка может немного подсыхать, что приводит к «закусыванию» подшипника при его вращении. Однако, это ни в коем случае не говорит наличии дефектов или брака деталей подшипников.

Согласно ГОСТу открытые подшипники перед установкой необходимо промыть, чтобы убрать консервационную смазку, а также песчинки и пылинки, которые могли попасть на рабочую поверхность за время хранения. Подшипники, поставляемые в индивидуальной упаковке нужно вскрывать строго перед  установкой, тогда нет необходимости промывать и вновь смазывать подшипник.

Мы не рассматриваем в этой статье схемы смазывания, применяемые в промышленном оборудовании. Обсуждаем только смазывание открытых подшипников в бытовых условия пластичной смазкой.

Закрытые подшипники поставляются наполненными смазкой. Открывать, промывать и вновь набивать подшипник смазкой НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Смазка способствует преодолению силы трения и облегчает качение. Без смазки тела качения (шарики или ролики) пригорают к кольцам, оставляя радужные разводы на металле. Если на разрушенном кольце присутствуют цвета побежалости, наиболее вероятной причиной разрушения является отсутствие смазки.

Характеристики смазки и ее количества определяется расчетом в зависимости от условий работы узла. Но, для бытового, гаражного ремонта сложный расчет можно заменить простой формулой.

Количество консистентной смазки перед первичной установкой должно быть: для работы на высоких оборотах  - 1/3  от внутреннего объема подшипника; высокоскоростных еще меньше  - 1/5; при средних оборотах  – заполняется  -  от 1/2 до 2/3; для низких скоростей  – заполняется почти все пространство  - от 3/4 –до  4/5.

Смазка закладывается только в подшипник, чтоб уменьшить трение. Смазывать поверхности не участвующие в процессе трения не надо. В процессе эксплуатации смазка расходуется, т.е. количество ее уменьшается и со временем может возникнуть  потребность добавить смазку. При пополнении смазки со стороны боковой плоскости следует добавлять не более 40%  свободного объема.

Если же смазка вводится через смазочные отверстия в кольце подшипника, добавлять нужно не более 20%. **Даны ориентировочные значения, разумеется, не подходят для обслуживания ответственных узлов. Для них значения обязательно должны рассчитываться.

Излишек пластичной смазки так же вреден, как и ее недостаток. Он (излишек) ведет к повреждению манжет, выдавливая их. Кроме того это ухудшает работу самого подшипника, повышая температуру из-за потерь на трение при  перемещении лишней смазки. Ведь реально работает только тонкая прослойка смазки, находящаяся на поверхностях терния.

Недостаток смазки так же ведет к нагреву и повышенному износу.

На просторах интернета можно найти множество видео, как люди открывают и смазывают перед установкой закрытые подшипники. Стоит сказать, что подшипники поставляются с завода, забитые достаточным количество смазки. Не полные, а именно с необходимым количеством. Изначально не предполагается, что перед установкой кто-то будет снимать крышку и забивать туда новую смазку вместо старой. Делать это без веских оснований не рекомендуется.  Если вы уверены, что условия вашего узла существенно отличаются от штатных, и имеющаяся у вас смазка действительно существенно лучше заложенной на заводе, следует быть особенно аккуратным. Так как при повреждении крышки или неплотном ее прилегании, новая смазка быстро вытечет, и подшипник перестанет, по сути, быть закрытым. Что приведет к кардинальному уменьшению срока службы.  Многочисленные видео в сети, утверждающие, что производители якобы не докладывают смазку,  могут быть либо проявлением некомпетентности, либо рекламой смазки. Будьте внимательны!

Самой ходовой, универсальной и одновременной одной из самых дешевых смазок является отечественная литиевая смазка ЛИТОЛ-24. Рабочие температуры от -40°С  до +120°С, высокая механическая и химическая стабильность, не теряет плотности при нагреве, водо- и влагостойкая,  устойчива к воздействию кипящей воды, не проводит электричество.

Другая  отечественная разновидность литиевой смазки – ЦИАТИМ 201. Долгое время являлась штатной смазкой  для подшипников. То есть закрытые подшипники на ГПЗ заполнялись именно этой смазкой. Рабочие температуры от -60 °С до +90°С, маловязкая, обладает хорошей токопроводностью.
Солидол – кальциевая смазка. Рабочие температуры от раб темп  -30°С до +70°С, но может работать и до -50°С, по сравнению с литиевыми труднее вымывается водой. Используется для механизмов, работающих в сырости, но без нагрева (сельхоз. техника и пр.).

Импортные смазки так же широко представлены на российском рынке. Если условия работы подшипникового узла значительно отличаются от штатных требуются специальные смазки: антизадирные, восстанавливающие, для тяжелых условий, высокотемпературные,  антикоррозийные, водостойкие. В любом случае покупайте смазки проверенных брендов, с описанием состава и характеристик.

Нужна помощь в подборе?
наши специалисты дадут бесплатные рекомендации по эксплуатации и
применению, подберут аналоги для замены.