Залог безопасной работы и номинальной долговечности подшипника - правильный выбор смазывающего материала. Он должен отвечать ряду требований, подходить по химическим и физическим показателям, не содержать в составе адгезивные компоненты и предотвращать появление коррозии.
Важно учесть не только ключевые свойства, но и консистенцию смазки. Составы могут быть жидкими, газовыми, пластичными, твердыми. Рассмотрим особенности и назначение каждого из видов.
Пластичные смазки
Подходят как для подшипников качения, так и скольжения. Этот тип можно назвать универсальным, однако, в зависимости от условий применения и технических особенностей оборудования, нужно подбирать материал с подходящими свойствами.
Смазки представляют собой густую пасту и выполняют следующие функции:
-
охлаждение;
-
защита от коррозии;
-
герметизация;
-
защита от ударных нагрузок;
-
смазывание деталей.
Пластичные смазки достаточно густые. Они хорошо держатся на вертикальной поверхности, не стекают, в отличие от жидких, обеспечивают отличную герметизацию. Благодаря своей густоте состав долго остается на подшипниках. Смазывать детали нужно реже. Это не только снижает расход материала, но и позволяет выполнять техобслуживание намного реже.
Пластичная смазка состоит из трех видов компонентов:
-
базового масла. Используются минеральные, синтетические. От вида масла зависит сфера применения и стоимость состава;
-
антиоксидантов. Придают смазке нужные качества (противоокислительные, антикоррозийные и другие свойства). В некоторых смазках могут присутствовать твердые вещества;
-
загустителей. Чаще всего используются литиевые, натриевый загустители, а также соли высокомолекулярных кислот. Данный компонент определяет степень адгезии готового состава и его сферу применения.
Пластичные типы смазок наиболее популярны для обработки подшипников не только благодаря своим характеристикам, но и широкому выбору на рынке.
В зависимости от сферы применения производители выпускают следующие виды материалов:
-
универсальные смазки - считаются наиболее распространенными. Подходят для деталей, работающих в обычных условиях, без резких перепадов температур и давления;
-
низкотемпературные - не замерзают при морозе, сохраняют пластичность;
-
для электромеханических приборов - не проводят электрический ток;
-
гироскопические - предназначены специально для гироскопов;
-
индустриальные - применяются для смазки деталей тяжелого промышленного оборудования;
-
железнодорожные - необходимы для обеспечения работоспособности механизмов вагонов, локомотивов и т.д.;
-
специализированные автомобильные - смазки с особенным составом, максимально очищенные от всевозможных примесей. Чаще всего в их основе синтетическое масло, но иногда можно встретить и минеральные составы;
-
смазки общего назначения для повышенных температур (натриевые и кальциево-натриевые);
-
высокотемпературные;
-
для приборов пищевой промышленности - отдельная категория смазок, разрешенная для применения на пищевом производстве. Максимально безопасные и экологичные;
-
смазки общего назначения для повышенных температур (литиевые);
-
для узлов, работающих в условиях химически агрессивных сред - легко противостоят воздействию кислот, щелочей и т.д.;
-
для высокоскоростных подшипников;
-
шумоподавляющие - часто применяются в приборостроении, производстве бытовой техники и других видов оборудования, в которых снижение уровня шума является одной из главных задач.
При нанесении новой пластичной смазки очень важно учесть совместимость составов. Даже если кажется, что деталь хорошо очищена, в узле может оставаться до 30% старого материала.
Твердые смазки: назначение и особенности
Твердые смазки применяются только для подшипников скольжения. Они создают на поверхности защитный слой, предоставляющий трение деталей друг о друга.
Твердые составы применяются, когда использование масла, пластичных веществ невозможно. Твердые смазки необходимы для обработки деталей, работающих в условиях радиации. Широко используются в приборостроении, машиностроении и металлургии. Наиболее распространенными считаются твердые смазки на основе тефлона, графита, дисульфида молибдена, а также мягких металлов (меди, цинка и т.д.).
Газовые смазки
Газовые смазки применяются преимущественно в турбинах, ядерных установках, узлах точных приборов, турбокомпрессорах. При ее использовании поверхности деталей, которые подвергаются воздействию друг на друга, разделены газом.
Существуют следующие виды газовых смазок:
-
газодинамические. Принцип ее работы заключается в разделении контактных поверхностей за счет давления. Применяется преимущественно в элементах компрессоров и других узлах, работающих на высокой скорости;
-
газостатические. Смазка под давлением поступает в зазор между поверхностями. Детали могут быть в движении или в состоянии покоя. Подходит для центрифуг, генераторов звука, головок шлифовальных машин;
-
газостатодинамические. Сочетают в себе характеристики газостатические и газодинамических смазок.
Независимо от вида, в основе смазки присутствуют воздух, азот, неон и водород.
Жидкие смазки: основные виды и преимущества
Выпускаются в емкостях разной формы. Некоторые виды тары оснащены распылителями для облегчения обработки элементов.
Материалы для смазки жидкого типа, независимо от происхождения, обладают следующими функциями:
-
снижают уровень трения;
-
защищают элементы от образования ржавчины. После нанесения на поверхности образуется защитная пленка. Даже при наличии царапин и других повреждений на поверхности, ржавчина не образуется и не распространяется;
-
уменьшают вероятность перегрева подшипника;
-
защищают внутренние элементы от влияния агрессивных веществ, мелких частиц пыли и т.д.
Жидкие смазки существенно продлевают срок службы подшипников за счет снижения скорости износа.
Минеральные смазки
Для производства минеральных типов масел используют нефтепродукты. Такая основа обладает отличными свойствами, а улучшить характеристики позволяют специальные присадки. Минеральные масла часто применяются для смазки подшипников скольжения и качения.
Синтетические смазки
Синтетические масла производятся из полимеров и различных соединений органических кислот. Ассортимент материалов на рынке огромен. Можно легко подобрать нужную смазку для эксплуатации техники в любых условиях.
Главное преимущество синтетического масла в том, что оно не теряет своих свойств при резких изменениях условий эксплуатации (например, при перепаде температуры), чего нельзя сказать о минеральных жидкостях. Основной недостаток в том, что синтетические смазки дороже полусинтетических и минеральных.
Полусинтетические смазки
Производят путем смешивания выше описанных жидкостей. Они сочетают в себе преимущества обоих вариантов, стоят немного дешевле синтетических. Сфера применения достаточно обширна. Однако, при определенных условиях эксплуатации нужно применять исключительно синтетические жидкости.