Типы смазки подшипников

Залог безопасной работы и номинальной долговечности подшипника - правильный выбор смазывающего материала. Он должен отвечать ряду требований, подходить по химическим и физическим показателям, не содержать в составе адгезивные компоненты и предотвращать появление коррозии.

Важно учесть не только ключевые свойства, но и консистенцию смазки. Составы могут быть жидкими, газовыми, пластичными, твердыми. Рассмотрим особенности и назначение каждого из видов.

Пластичные смазки

Подходят как для подшипников качения, так и скольжения. Этот тип можно назвать универсальным, однако, в зависимости от условий применения и технических особенностей оборудования, нужно подбирать материал с подходящими свойствами.

Смазки представляют собой густую пасту и выполняют следующие функции:

  • охлаждение;

  • защита от коррозии;

  • герметизация;

  • защита от ударных нагрузок;

  • смазывание деталей.

Пластичные смазки достаточно густые. Они хорошо держатся на вертикальной поверхности, не стекают, в отличие от жидких, обеспечивают отличную герметизацию. Благодаря своей густоте состав долго остается на подшипниках. Смазывать детали нужно реже. Это не только снижает расход материала, но и позволяет выполнять техобслуживание намного реже.

Пластичная смазка состоит из трех видов компонентов:

  • базового масла. Используются минеральные, синтетические. От вида масла зависит сфера применения и стоимость состава;

  • антиоксидантов. Придают смазке нужные качества (противоокислительные, антикоррозийные и другие свойства). В некоторых смазках могут присутствовать твердые вещества;

  • загустителей. Чаще всего используются литиевые, натриевый загустители, а также соли высокомолекулярных кислот. Данный компонент определяет степень адгезии готового состава и его сферу применения.

Пластичные типы смазок наиболее популярны для обработки подшипников не только благодаря своим характеристикам, но и широкому выбору на рынке.

В зависимости от сферы применения производители выпускают следующие виды материалов:

  • универсальные смазки - считаются наиболее распространенными. Подходят для деталей, работающих в обычных условиях, без резких перепадов температур и давления;

  • низкотемпературные - не замерзают при морозе, сохраняют пластичность;

  • для электромеханических приборов - не проводят электрический ток;

  • гироскопические - предназначены специально для гироскопов;

  • индустриальные - применяются для смазки деталей тяжелого промышленного оборудования;

  • железнодорожные - необходимы для обеспечения работоспособности механизмов вагонов, локомотивов и т.д.;

  • специализированные автомобильные - смазки с особенным составом, максимально очищенные от всевозможных примесей. Чаще всего в их основе синтетическое масло, но иногда можно встретить и минеральные составы;

  • смазки общего назначения для повышенных температур (натриевые и кальциево-натриевые);

  • высокотемпературные;

  • для приборов пищевой промышленности - отдельная категория смазок, разрешенная для применения на пищевом производстве. Максимально безопасные и экологичные;

  • смазки общего назначения для повышенных температур (литиевые);

  • для узлов, работающих в условиях химически агрессивных сред - легко противостоят воздействию кислот, щелочей и т.д.;

  • для высокоскоростных подшипников;

  • шумоподавляющие - часто применяются в приборостроении, производстве бытовой техники и других видов оборудования, в которых снижение уровня шума является одной из главных задач.

При нанесении новой пластичной смазки очень важно учесть совместимость составов. Даже если кажется, что деталь хорошо очищена, в узле может оставаться до 30% старого материала.

Твердые смазки: назначение и особенности

Твердые смазки применяются только для подшипников скольжения. Они создают на поверхности защитный слой, предоставляющий трение деталей друг о друга.

Твердые составы применяются, когда использование масла, пластичных веществ невозможно. Твердые смазки необходимы для обработки деталей, работающих в условиях радиации. Широко используются в приборостроении, машиностроении и металлургии. Наиболее распространенными считаются твердые смазки на основе тефлона, графита, дисульфида молибдена, а также мягких металлов (меди, цинка и т.д.).

Газовые смазки

Газовые смазки применяются преимущественно в турбинах, ядерных установках, узлах точных приборов, турбокомпрессорах. При ее использовании поверхности деталей, которые подвергаются воздействию друг на друга, разделены газом.

Существуют следующие виды газовых смазок:

  • газодинамические. Принцип ее работы заключается в разделении контактных поверхностей за счет давления. Применяется преимущественно в элементах компрессоров и других узлах, работающих на высокой скорости;

  • газостатические. Смазка под давлением поступает в зазор между поверхностями. Детали могут быть в движении или в состоянии покоя. Подходит для центрифуг, генераторов звука, головок шлифовальных машин;

  • газостатодинамические. Сочетают в себе характеристики газостатические и газодинамических смазок.

Независимо от вида, в основе смазки присутствуют воздух, азот, неон и водород.

Жидкие смазки: основные виды и преимущества

Выпускаются в емкостях разной формы. Некоторые виды тары оснащены распылителями для облегчения обработки элементов.

Материалы для смазки жидкого типа, независимо от происхождения, обладают следующими функциями:

  • снижают уровень трения;

  • защищают элементы от образования ржавчины. После нанесения на поверхности образуется защитная пленка. Даже при наличии царапин и других повреждений на поверхности, ржавчина не образуется и не распространяется;

  • уменьшают вероятность перегрева подшипника;

  • защищают внутренние элементы от влияния агрессивных веществ, мелких частиц пыли и т.д.

Жидкие смазки существенно продлевают срок службы подшипников за счет снижения скорости износа.

Минеральные смазки

Для производства минеральных типов масел используют нефтепродукты. Такая основа обладает отличными свойствами, а улучшить характеристики позволяют специальные присадки. Минеральные масла часто применяются для смазки подшипников скольжения и качения.

Синтетические смазки

Синтетические масла производятся из полимеров и различных соединений органических кислот. Ассортимент материалов на рынке огромен. Можно легко подобрать нужную смазку для эксплуатации техники в любых условиях.

Главное преимущество синтетического масла в том, что оно не теряет своих свойств при резких изменениях условий эксплуатации (например, при перепаде температуры), чего нельзя сказать о минеральных жидкостях. Основной недостаток в том, что синтетические смазки дороже полусинтетических и минеральных.

Полусинтетические смазки

Производят путем смешивания выше описанных жидкостей. Они сочетают в себе преимущества обоих вариантов, стоят немного дешевле синтетических. Сфера применения достаточно обширна. Однако, при определенных условиях эксплуатации нужно применять исключительно синтетические жидкости.


Нужна помощь в подборе?
наши специалисты дадут бесплатные рекомендации по эксплуатации и
применению, подберут аналоги для замены.