Унификация и стандартизация подшипников

Унификация и стандартизация подшипников


Курс «унификация и стандартизация» читают на первых курсах все технических ВУЗов, но повторим, для тех, кто забыл, и объясним для тех, кто не знал…
Когда мы покупаем ботинки 43 размера, мы не задумываемся, что это значит. Ведь ни один размер у этого ботинка не равен 43: ни в миллиметрах, ни в сантиметрах, ни даже в метрах. Это условный размер.

Откуда же он взялся? Как только изготовление товара перестает быть индивидуальным, принимаются условные стандарты. Например, не бывает резьбы М13 и вовсе не потому, что ее нельзя нарезать. Просто были выбраны какие-то стандартные размеры. Шкала размеров. Часто это выбор сделан произвольно. Сделано это для удешевления процесса. Например, дешевле изготовить 1000 штук болтов М10, чем М8,5-100штук, М9-200штук, М10-400штук, М10,3-250штук и М11,2-150штук. Нужна одна заготовка, которая закупается оптом, и один (одинаковый) инструмент. Тоже относится к упаковке, таре, учету, оформлению продажи. Кроме того, унифицированные детали – взаимозаменяемы. Что снижает цену комплектации и ремонта.

Все это, безусловно, справедливо и для подшипников. Есть небольшие фирмы, например, Barden, которые выпускают достаточно небольшую номенклатуру специальных подшипников сравнительно небольшими партиями. В случае с Barden прецизионных и высокоскоростных, цена их значительно выше похожих, но крупносерийных. Тоже относится к дюймовым подшипникам и подшипникам любых малых/редких серий.

Подшипниковые бренды выпускают каталоги, в которых указывают допуска (отклонение от номинального размера), смазки, которыми набит конкретный подшипник, скорости и прочие характеристики. Стоит иметь ввиду, что качество обеспечивается в том числе и массовостью производства, когда контроль осуществляется автоматически на каждой операции изготовления подшипника.

Когда требуются подшипники для ремонта, нельзя купить подшипник с особым допуском отверстия «сильно на минус» дабы компенсировать износ вала. Размеры могут колебаться в только в пределах поля допуска, регламентированного ГОСТ 520-2011.

Тоже и с шарами: шарики в конце производственного процесса разделяются по степеням точности. Например шарик 10,000-60 (10 G60). То есть фактический размер согласно ГОСТ 3722-2017 будет 10мм +-30мкм, а точнее от 9,970 до 10,030.

Предыдущий номинал согласно ГОСТ 3722-2014 9,922, а следующий 10,319. То есть шара 10,1 просто купить нельзя. Если только из брака или б/у. Это важно. Прежде чем заложить изделие в конструкцию, нужно заглянуть в ГОСТ. Подшипниковый завод не ателье или ресторан, где вы можете заказать, все что хотите. Точнее заказать можете. Можете даже получить. Но явно не по ценам массового производства

Тоже относится к смазкам. Нельзя заказать партию из 20 подшипников 6205-2RS c наполнением специальной/нештатной смазкой. Эту проблему можно решить другим способом. Купить отдельно смазку и аккуратно заменить ее в подшипниках.

Повторим еще раз: именно массовость и стандартизация являются залогом качества. Ничего не делается вручную. Пресловутый «человеческий фактор» практически не имеет возможности повредить товар.

Нужна помощь в подборе?
наши специалисты дадут бесплатные рекомендации по эксплуатации и
применению, подберут аналоги для замены.