Зазор подшипника

Зазором называется расстояние, на которое может переместиться одно кольцо относительно другого. Перемещение в осевом направлении называется осевым зазором, в радиальном – радиальным.



Как известно, при нагревании тела расширяются, при охлаждении – уменьшаются. То есть если во время работы механизма температура становится выше, чем температура окружающей среды, мы понимаем, что все детали узла немного увеличатся в размерах.
И это еще не все…. Когда Вы натягиваете, напрессовываете подшипник на вал, происходит деформация колец подшипника, изменение размеров – очень незначительное, на микроны, но происходит неизбежно.

Начальный зазор – зазор до установки – должен быть больше рабочего так как вследствие установки подшипника, влияния натяга посадок и нагрева в результате работы фактические размеры изменятся, и зазоры уменьшатся.

Поэтому, пытаться определить величину «люфта» надавливая пальцами на кольца весьма непрофессионально. Думать, что смещение колец на 20 микрон вместо положенных 10 можно почувствовать на ощупь, несколько самонадеянно. Особо неверующим предлагаем произвести описанную выше процедуру с радиально-упорными шариковыми подшипниками производства мирового лидера SKF. Эти подшипники не только похожи на погремушки, но и рассыпаются при сильном нажатии на внутреннее кольцо. И все это нисколько не говорит о низком качестве. Так как при установке выбираются не только радиальные зазоры, но и осевые. При необходимости и вовсе создается натяг.
Радиальный внутренний зазор имеет большое значение для работы подшипникового узла. Как правило, для шариковых подшипников он должен быть равен нулю, а для роликовых, как с цилиндрическими, так и со сферическими роликами, должен оставаться больше нуля, но очень небольшим. Это правило работает и для конических роликовых подшипников за исключением случаев, когда требуется повышенная жесткость.

При изготовлении подшипников начальный зазор рассчитан таким образом, чтоб при работе (после установки и при нагреве до рабочих температур) соответствовать требуемым значениям. Проверять зазоры после установки подшипника требуется только в особых случаях. Расчетной рабочей температурой считается +125°С.

Выбирая подшипник, следует учитывать условия, в которых он будет работать. Если к примеру, предполагается, что подшипник будет работать при температуре -60°С (нефтеперекачивающее либо холодильное оборудование), то понятно, что фактические размеры несколько уменьшатся. Соответственно, зазоры увеличатся, что приведет к потере точности, проскальзыванию, а возможно и к неисправности узла в целом. И, наоборот, у подшипника, работающего в условиях повышенных температур (к примеру, в печи) происходит расширение всех размеров и, как следствие, заклинивание узла. Поэтому начальный зазор в таком подшипнике должен быть больше обычного, чтобы при расширении под воздействием тепла, оставался еще зазор между кольцами и телами качения.

Подшипники рассчитанные для работы при нормальной температуре имеют нормальные зазоры, которые никак не указываются в маркировке. Изделия с увеличенными или же уменьшенными зазорами обязательно имеют дополнительное обозначение.

Следует помнить, что при повышении рабочей температуры динамическая грузоподъёмность подшипника уменьшается.
При +200°С штатная грузоподъёмность умножается на 0,9.
При +250°С штатная грузоподъёмность умножается на 0,75.
При +300°С штатная грузоподъёмность умножается на 0,6.

Поэтому для работы в условиях высоких и экстремально высоких температур требуются специальные подшипники.

Нужна помощь в подборе?
наши специалисты дадут бесплатные рекомендации по эксплуатации и
применению, подберут аналоги для замены.